Главная » [ИССЛЕДУЕМ] » Из истории Мальты » Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту

Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту

© Михаил Кожемякин (2017)
Рыцари Св. Иоанна защищают Акру

Среди первых образов, которыми встречает гостей древняя и вечно юная Мальта — рыцарственно-изящный восьмиконечный крест, который носит в мировой геральдике название Мальтийского. Это исторический символ Иерусалимского, Родосского и Мальтийского Суверенного Военного Госпитальерского (в дословном переводе — Странноприимного) Ордена Св. Иоанна, оставившего в истории острова неизгладимый, словно славный боевой шрам, след.

На протяжении мно­гих веков юно­ши из лучших дворянских до­мов Европы мечтали о роскошном плаще рыцаря-госпитальера (иоаннита), украшенном этим крестом. Жестокие наемники, загрезив вдруг о спасении души, считали честью принести Ордену Св. Иоанна свое мастерство, став его «сержантами». Одно время император Павел I сделал его даже частью герба Российской империи…

Однако прежде, чем плащи и знамена с восьмиконечным крестом рыцарей Св.Иоанна в 1530 г. зареяли над желтыми скалами Мальты, они уже стяжали славу на полях битв креста и полумесяца. Их не раз в не раз втаптывала в кровавый песок Святой Земли мусульманская конница, их качали с обломками кораблекрушений соленые волны Средиземного моря, но они не были запятнаны малодушием или изменой.

Начало — предприятие Св. Иоанна

Как ни удивительно, но у истоков создания Ордена в XI в. лежал не только религиозный энтузиазм европейских паломников, стремившихся в Иерусалим к святыням Гроба Господнего, но и предпринимательский дух итальянских купцов из портового города Амальфи, организовывавших перевозку пилигримов. В 1023 г. эти средневековые «туроператоры» решили расширить свой бизнес. С согласия веротерпимых мусульманских властителей Иерусалима они создали близ Церкви Иоанна Крестителя госпиталь (странноприимный дом), предоставлявший приют христианским паломникам. Около 1070 или 1080 г. французский монах-бенедиктинец Герард основал при госпитале братскую общину (включавшую и сестер-монахинь) «госпитальеров», заботившуюся о христианах-постояльцах, а также о больных любого вероисповедания, с которой принято вести историю Ордена.

После взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 г. на скромное заведение брата Герарда излился дождь щедрых пожертвований новых хозяев города — европейских аристократов, соревновавшихся друг с другом в благочестии. Это позволило основателю Братства обособиться от бенедиктинцев, а в 1107 г. иерусалимский король Болдуин I своей властью утвердил юридический статус госпитальеров и их права собственности на Госпиталь с мужским отделение во имя Св. Иоанна и женским — во имя Св. Марии Магдалины. Считается, что именно тогда символом Братства был избран восьмиконечный крест в честь христианского целомудрия и восьми добродетелей — веры, милосердия, безгрешия, справедливости, правды, смирения, искренности и терпения. Принятые Герардом и его последователями обеты бедности, повиновения и безбрачия не препятствовали укреплению благосостояния Братства «как юридического лица», и госпитальерами вскоре были открыты странноприимные дома в ряде портовых городов Европы и на ключевых пунктах пути паломников в Святой Земле. Рос духовный и деловой престиж госпитальеров, и они практично пользовались покровительством «сильных мира сего» во имя своей благочестивой миссии. В 1113 г. папа Римский Пасхалий II своей буллой Postulatio Voluntatis утвердил устав Братства и, что немаловажно, освободил от налогов «все преимущества, привилегии и имущество, которые теперь имеются в Азии и Европе и которые могут быть приобретены в будущем».

Рыцари Св. Иоанна в Святой земле

Рыцари-госпитальеры в Св. Земле.

Первыми рыцарями-госпитальерами стали крестоносцы Раймонд де Пюи из Прованса и его товарищи, которые присоединились к Братству еще при жизни Герарда (умер в 1120 г.). Первоначально разницы в статусе между братьями в зависимости от их «профессиональных навыков» не делалось, и гордые дворяне, отложив мечи, принялись с энтузиазмом ухаживать за больными. Когда же нужно было обеспечить безопасность пилигримов по пути с побережья в Иерусалим, они вновь облачались в доспехи и садились в седла.

Начало «милитаризации» госпитальеров связано с именем Раймонда де Пюи, ставшего новым главой братства и принявшим титул великого магистра. Отнюдь не пренебрегая «гуманитарной» деятельностью, этот воинственный француз основал второе направление — охрану христианских паломников и святынь в регионе от нападений мусульман. С 1126 г. в документах среди должностных лиц госпитальеров упоминается коннетабль, то есть командующий военными силами. Тогда же 20 «канонников Гроба Господнего в доспехах и с оружием» из числа рыцарей, принявших обет монашества, заступают в охрану этой главной христианской святыни.

Историки полагают, что в 1120-40-х гг., то есть когда формировались военные структуры Ордена Св. Иоанна (это название постепенно вытеснило мирное «Братство»), на его службе находились как воины-братья рыцарского и простого («сержанты») происхождения, так и обычные наемники. В качестве знаков отличия братья-рыцари носили черные сюрко (род длинной одежды) с белыми крестами, а на плечи надевали белый плащ с красным восьмиконечным крестом Ордена. С 1130 г. Папским Престолом было утверждено право госпитальеров поднимать «в боях, на крепостях и кораблях» белое знамя с изображением капель крови Христа.

Основу боевой мощи Ордена составляла находившаяся под командованием коннетабля тяжелая конница, составленная из братьев-воинов — рыцарей (у каждого до 4 коней и 2 оруженосцев) и сержантов (2 коня и 1 оруженосец). Впрочем, не менее умело эти профессиональные воины действовали и в пешем строю. Среди орденских оруженосцев были как благородные юноши «на искусе» (т.е. готовившиеся к принятию обета), участвовавшие в бою вместе с рыцарями, так и простые слуги. В пехоту, легкую конницу и стрелков, состоявших под командой маршала Ордена, госпитальеры набирали наемников. При этом выбирался народ покрепче духом, так что боевые качества этих войск Ордена были заметно выше, чем у простых «солдат удачи». Братья-священники духовно окормляли Орден, заботились о пилигримах и лечили больных в госпиталях. Звания сержантов носили также «гражданские специалисты» на службе Св. Иоанна — администраторы, мастера, моряки и т.п.

Практиковалось временное членство в Ордене светских рыцарей — на время войны или обета. В отличие от других духовно-монашеских орденов, госпитальеры предоставляли право ношения орденских отличий и свою защиту дарителям ордена, получавшим статус «собратьев» — ведь именно за счет вкладов богатых мирян «на спасение души», наряду с вступительными взносами братьев и собственной экономической деятельностью, велось финансирование Ордена. Историки полагают, что численность войск Св. Иоанна в тот период составляла от 700 до 1 тыс. тяжеловооруженных рыцарей и сержантов (преимущественно французов, испанцев и итальянцев), а так же более 2 тыс. простых солдат.

Битвы и испытания госпитальеров

Крепость Крак-де-Шевалье

Христианские монархи Святой Земли быстро оценили боеспособность и надежность охваченных мрачным религиозным пылом госпитальеров по сравнению со своими громоздкими феодальными ополчениями и стали опираться на братьев Св. Иоанна в нескончаемых войнах с мусульманами. От щедрот земных владык Орден вскоре обзавелся примерно 50 крепостями, в т. ч. расположенным на 650-метровом неприступном утесе могучим замком Крак-де-Шевалье (передан графом Триполитании Раймундом II в 1142 г.). Дольше всех «тормозил» в признании госпитальеров военным орденом Папский Престол, одобривший новый статус «госпитального братства» только в 1206 г.

Впрочем, и о гуманной миссии врачевания иоанниты никогда не забывали. Даже гордые рыцари в мирное время во имя смирения ухаживали за больными в орденских госпиталях. Однако мирного времени Ордену было отпущено немного. Выступая против «неверных» по первому призыву, сражаясь с рыцарской доблестью и религиозным фанатизмом, госпитальеры участвовали практически во всех крупных битвах креста и полумесяца на Ближнем Востоке в XII-XIII вв. Своеобразным признанием их заслуг было и отношение неприятеля, узнавшего, что там, где развиваются белые плащи с восьмиконечными красными крестами — битва всегда жарче, пощады не жди и не давай!

В 1157 г. во время борьбы за крепость Банияс в Сирии (в конечном итоге доставшуюся Ордену) мусульманский амир Дамаска Нур ад-Дин Махмуд повелел не брать живыми воинов, носящих крест иоаннитов. А вот после несчастной для христиан битвы при Газе в 1244 г., в которой госпитальеры потеряли 325 рыцарей и сержантов, а вышли из боя живыми только 26, мусульманский полководец Бейбарс, будущий султан Египта, в знак признания их мужества отдал воинские почести взятому в плен раненому великому магистру Гийому де Шатонефу и содержал его в Египте шесть лет как почетного пленника (освобожден в 1250 г.).

Впрочем, период пребывания Ордена Св. Иоанна в Святой Земле был отмечен не только воинскими подвигами и религиозным служением. Активно занимаясь экономической деятельностью, госпитальеры столкнулись на этой почве с другим могущественным военно-монашеским орденом — рыцарями Иерусалимского храма, или тамплиерами. Оспаривая друг у друга военную славу, благочестие и, в первую очередь — имущественные права и привилегии, рыцари Христовы в XIII в. вцепились друг в друга мертвой хваткой. Трудные переговоры перемежались кровавыми стычками, а суды — рейдерскими захватами по-средневековому.

Ослабленные внутренней враждой, христиане стали сдавать позиции и на внешних фронтах. Мусульманские воители методично, по частям захватывали христианские государства на Ближнем Востоке. В 1244 г. был окончательно потерян Иерусалим, а в 1271 г. султан Сирии и Египта Бейбарс I обманом захватил самый мощный оплот госпитальеров, замок Крак-де-Шевалье, еще раз доказав, что неприступных крепостей не бывает… Последний бой в Святой земле Отчаянно сопротивляясь, рыцари Св.Иоанна отступали к морю. Их знамена в последний раз взвились в Святой Земле в 1291 г. на стенах Акры, последнего островка владений крестоносцев, осажденного сильной армией египетских мамелюков. Оборона крепостей была для госпитальеров своего рода специализацией (впоследствии, на Мальте их умение в этой области достигнет совершенства), и в Акре они сражались особенно упорно. Осада продолжалась 8 недель. Великий магистр Жан де Вильер, тяжело израненный в битве, впоследствии писал: «Братья нашего ордена бились, защищая город, и его жителей, и страну, но, мало-помалу мы потеряли всех братьев…, которые удостоены всяческих похвал, которые стояли за Святую Церковь, и встретили свой последний час».

Замок Колосси, Кипр

18 мая 1291 г. после ожесточенного штурма мамелюкам удалось прорваться в город, начались резня и бегство. Часть госпитальеров успела погрузиться на корабли, куда был перенесен и раненый великий магистр, и отплыть. Оставшиеся в городе мужественно защищались до 30 мая, засев в цитадели вместе со своими недавними соперниками-тамплиерами, и погибли до последнего человека. Жалкие остатки орденских братьев, несколько сотен измученных физически и морально людей, высадились на острове Кипр, где также существовало королевство крестоносцев. Король Генрих II де Лузиньян отвел госпитальерам во владение только небольшой замок Колосси близ Лимассола — он уже считал Орден Св. Иоанна «битой картой»...

Как же заблуждался этот мелкий крестоносный монарх! В отличие от других военно-монашеских орденов, после отступления из Святой Земли занявшихся алчным стяжательством (как тамплиеры) или феодальной агрессией (как тевтонцы), госпитальеры-иоанниты не предали своего главного обета — защищать христианский мир от врагов. Для рыцарей Св. Иоанна начался славный «островной» период их истории, через череду оборон и морских сражений, строительства и интриг приведший их на Мальту — к зениту славы.

Корсары Святого Креста

Триумф госпитальеров после снятия осады в 1480 г.

«Земля нами потеряна, но не море», — согласно рыцарскому преданию, заявил израненный магистр Ордена Жан да Вильер, прибыв на Кипр, и надежды иоаннитов обратились к флоту. С 1301 г. в  капитул Ордена была включена должность адмирала, ведавшего морскими делами. Рыцари Св. Иоанна сменили седла на зыбкие палубы военных кораблей — парусно-гребных галер и галеасов. Созданный иоаннитами мобильный флот стал важным игроком морской войны креста и полумесяца в XIV-XVI вв. и постоянной угрозой мусульманскому судоходству в Средиземном море. Орденские моряки успешно переняли тактику своих врагов — берберийских пиратов, угнездившихся на североафриканском побережье: дальние рейды в море в поисках неприятеля и стремительные набеги на прибрежные города. «Это была война без начала и без конца», — писал современник.

Окрепнув, рыцари-госпитальеры, тяготившиеся положением беженцев на Кипре, начали строить планы завоевания собственной территории. Выбор пал на греческий остров Родос, находившийся в вассальной зависимости от турецкого бейлика Ментеше. Экспедиции на Родос, блестяще осуществленные рыцарским флотом и десантными силами в 1306-1307 гг., принесли Ордену контроль над ним. Правда, одноименная столица острова, сильная крепость, еще продолжала оказывать сопротивление, но в августе 1307 г. Папа Клемент V передал во владение иоаннитам «этот остров, который вы взяли своей могучей рукой, и который вы Божьей милостью удерживаете по сей день». 

Город Родос сдался после двухлетней осады. Цветущий остров площадью 1 400 кв. км перешел в полное распоряжение госпитальеров.

Оборона в кредит

Башни и стены древнего Родоса

215-летнее пребывание Ордена Св. Иоанна на Родосе было для него периодом славных свершений и тяжелых испытаний. Одной из самых насущных проблем, которая устрашающе стояла перед иоаннитами, никогда не робевшими в бою, было несоответствие между огромными оборонными расходами и скромными финансовыми средствами. Ведь, помимо «дарений» от состоятельных покровителей, вкладов от принимающих обет рыцарей и военной добычи орденских корсаров, бюджет госпитальеров пополнялся только за счет разбросанных по всей Европе земельных владений, низкоприбыльных в условиях феодального хозяйства. Не решила проблемы даже передача Папой Римским в собственность Ордена 19 тысяч имений, ранее принадлежавших ликвидированному в 1312 г. ордену тамплиеров.

Только на укрепление оборонительных сооружений Родоса иоаннитам пришлось потратить сумму, равную 20-летнему доходу ордена. Недешево обходились военные походы, содержание на острове гарнизона из 400 рыцарей и тысяч солдат и моряков, постройка новых кораблей, колонизация близлежащих мелких островов... Капитул Ордена был вынужден прибегать к крупным займам у итальянских банковских домов. К 1320 г. госпитальеры задолжали им огромную сумму в 500 тыс. флоринов. К счастью для Ордена, в 1340-х гг. последовательно обанкротились два его крупнейших
заимодавца, и благочестивые братья сочли себя свободными от обязательства возвращать 360 тыс. «золотых».

Рыцари справедливости и милости

Вооружение рыцаря-госпитальера. XV-XVI вв.

На Родосе окончательно оформилась организационная структура Ордена, как и новое сочетание цветов на его плащах и знаменах — поле теперь было красным, а восьмиконечный крест — белым. Члены рыцарского братства иоаннитов, принимавшие суровые обеты военного монашества, именовались «рыцарями справедливости». Соискатели этого почетного звания и светские лица благородного происхождения, состоявшие на службе ордена или оказавшие ему услуги, получали титулы «рыцарей повиновения/милости/преданности». Отдельными «классами» Ордена считались священники, сержанты («служащие братья») и сестры-монахини. 

С 1331 г. рыцари ордена были распределены по национальной принадлежности в несколько «ланжисов», то есть «языков»: Прованс, Авиньон, Франция, Италия, Арагон, Англия, Германия, Кастилия-Португалия. Традиция иоаннитов гласит, что восемь концов орденского креста символизируют восемь «ланжисов». Наиболее многочисленным всегда считалось французское «землячество».

На вершине орденской иерархии находился великий магистр, избиравшийся пожизненно. Религиозным служением иоаннитов ведал приор Ордена, административным управлением – великий командор и великий канцлер, военными делами – маршал, морскими – адмирал, госпиталями и больницами – великий госпитальер, логистикой – драпиер, наемными войсками - туркопильер и т.д.

«Защищая нежный Родос»

Рыцарская галера в порту Родоса

Родос стал для рыцарей Св. Иоанна надежной базой, опираясь на которую они провели немало смелых морских экспедиций против мусульман. Самой удачной из них стало взятие в 1344 г. портового города Смирна в Малой Азии. Действуя в составе крестоносного флота, всего 6 быстроходных галер Ордена первыми ворвались в бухту, и высадившиеся на берег 200 рыцарей и сержантов захватили порт. Несмотря на то, что турки продолжали удерживать городскую цитадель, христианская Смирна служила госпитальерам плацдармом на побережье до 1402 г., когда ее отбили войска безжалостного завоевателя Тамерлана.

Морской войной на дальних подступах иоанниты сумели обеспечить Родосу более ста лет относительного мира, хотя их отношения с местными жителями – православными греками – складывались не всегда ровно. Однако после того, как воинственный султанат мамлюков в Египте в 1426 г. подчинил соседний Кипр, рыцарям пришлось защищать уже берега своего острова. В преддверие войны великий магистр Жан де Ластик усилил оборону Родоса 500 рыцарями и сержантами, собранными со всех европейских приоратов Ордена, а также провел набор добровольцев на Родосе. В 1440 мамлюки начали наступление на Родос. Их первую эскадру флот иоаннитов сумел наголову разгромить в море, но вторая, прибывшая в 1442 г., высадила на берег 18-тысячную армию, около месяца опустошавшую Родос. Но, несмотря на ее численное превосходство, рыцари Св. Иоанна и местные ополченцы отразили все штурмы и бесстрашной вылазкой сбили осадные орудия египтян, принудив их отступить с острова.

А в Малой Азии тем временем поднимал голову еще один мощный молодой хищник – Оттоманская Порта турок-османов... Ордену Св. Иоанна вновь предстояло биться за выживание.

Последние битвы Родоса

Янычары под стенами Родоса, 1522 г.
Османская миниатюра.

Османский султан Мехмед II Фатих, завоеватель Константинополя, потребовал с Ордена дани. Он заранее предвидел гордый отказ госпитальеров, но ему нужен был формальный повод к войне. Родос, глубоко вдававшийся во владения османов и препятствовавший морскому сообщению, являлся дерзким вызовом молодой империи.

23 мая 1480 г. армада из 160 кораблей высадила на Родосе турецкий экспедиционный корпус, численность которого до сих пор является предметом споров историков. Очевидно одно: у турок было значительное превосходство над защитниками Родоса — всего 500-600 рыцарями и несколькими тысячами солдат и ополченцев, которыми командовал великий магистр Пьер д’Обюссон. Османы обрушили на стены Родоса ураганный огонь своей артиллерии, выпускавшей в день до 1000 снарядов. Дважды они ходили на штурм, но иоанниты мужественно отбрасывали их. Кульминация наступила 27 июля, когда 2,5 тыс. неукротимых в битве янычар взяли Итальянскую башню и прорвались в город. В яростном уличном бою благородные рыцари и простые горожане дрались плечом к плечу, забыв прежние обиды – они защищали свой Родос! 

Магистр д’Обюссон сражался как простой пехотинец и был несколько раз ранен. Но турки были выбиты из города. Преследуя их, иоанниты ворвались в лагерь неприятеля и захватили шатер командующего и знамя Пророка. Потеряв под стенами Родоса 9 тыс. человек, турецкое войско 17 августа сняло осаду и эвакуировалось морем. Султан Мехмед II увидел причину поражения в том, что не возглавил войска лично, и стал готовить новый поход, однако внезапная смерть в 1481 г. помешала его планам.

Еще четыре десятилетия Родос оставался христианским. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный привел к острову армаду из 400 кораблей и более чем 100-тысячную армию с мощной артиллерией. Великий магистр Филипп да л’Иль-Адам мог противопоставить им всего 300 рыцарей, 300 сержантов, 500 наемных критских стрелков и 5 тыс. местных ополченцев. С июня по декабрь 1522 г. османы вели осаду по всем канонам военного искусства. Их артиллерия день и ночь громила стены Родоса, а минные подкопы сменялись яростными атаками «на ятаган». Одновременно Сулейман засыпал город письмами, обещая пощаду и свободу всем сдавшимся. Рыцари Св. Иоанна отчаянно защищались, но их силы таяли, а подмоги было ждать неоткуда: турецкий флот блокировал остров.

Пав духом, греческое население во главе с митрополитом требовало от великого магистра сдать Родос. Изменил даже великий канцлер Ордена, пытавшийся тайно впустить врага в город. Рыцари казнили предателя, но после пяти штурмов, утраты большинства укреплений и ужасающих потерь держаться дальше они не могли. 22 декабря великий магистр согласился на почетную капитуляцию. Всего трех галер и кучки рыбацких судов хватило, чтобы погрузить уцелевших защитников Родоса. История повторялась – разгромленные иоанниты снова отплыли из своей павшей столицы в неизвестность. 

Но после семи лет скитания по Европе перед их кораблями покажутся скалистые берега Мальты, острова их величайшей славы, давшего Ордену новое название – Мальтийский.

Опубликовано в журнале "Мальтийский вестник"



ОтменитьДобавить комментарий

Разработка сайта WOW Studio
Контакты:
Как связаться
Разработка сайта WOW Studio